Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2-3 2009
Олег Игоревич СКОКОВ  Александр Владимирович МАРЬИН  10 марта 2009

На пути к гипермаркету сервисов

Традиционные операторы связи интуитивно понимают, что для выживания в современных условиях необходимо сокращать издержки и расширять спектр услуг, выходя на новые рынки. Но откуда возьмутся эти услуги и как их создавать? Один из ответов предлагает TM Forum.

Олег Скоков, генеральный директор, БиАй ТелекомАлександр МАРЬИН, директор по развитию бизнеса, «БиАй Телеком»Условия работы операторов связи стремительно меняются. Вследствие либерализации рынка и появления новых игроков растет конкуренция. Доходы от голосовых услуг снижаются из-за возникновения дешевых интернет-заменителей. Потоки доходов находят новые русла, и миллиардные суммы, вложенные в развертывание сетей, не приносят ожидаемой отдачи. Совокупность этих проблем привела TM Forum к идее создания новой бизнес-модели и инфраструктуры ее поддержки – структуры доставки услуг (Service Delivery Framework – SDF).

Путь на рынок по старинке

Как новые услуги появляются на рынке? Идея нового продукта рождается в маркетинговых подразделениях оператора связи, на ее базе формируется концепция и формулируются требования к реализации сервиса. Здесь обычно возникает первое затруднение, так как от четкости требований будет зависеть совпадение результата с первичными ожиданиями. Но как можно сформулировать четкие требования к услуге на основе туманного ощущения концепции? Технические подразделения, понимая сложность ситуации, часто прибегают к излишней формализации постановки  задачи, а маркетинговые отделы, стремясь перестраховаться, закладывают требования, которые выражаются утрированной формулой «система должна уметь делать все». Получается замкнутый круг, и ответственность постоянно перекладывается с одного подразделения на другое.

 Инициативы TM Forum

Деятельность TM Forum направлена на формирование методологического фундамента поддержки развития операторов связи и адаптацию его к быстро меняющимся реалиям рынка.

В качестве основы перевода телеком-компаний на процессное управление были разработаны расширенная карта процессов eTOM (enhanced Telecom Operations Map) и методология их оптимизации iBPM (implementing Business Process Management).

Для оптимизации инвестиционных затрат на поддержку и развитие существующей инфраструктуры OSS/BSS предложены TAM (Telecom Application Map) – карта приложений оператора связи, SID (Shared Information/Data Model) – информационная модель данных и TNA (Technology Neutral Architecture) – технологически нейтральная модель интеграции систем.

В совокупности эти направления образовали методологию NGOSS – New Generation Operations Systems and Software, определяющую консолидированную базу знаний в части развития инфраструктуры оператора связи. Дополнением к этому служат наработки форума OSS/J, предоставляющие готовый к употреблению набор библиотек функций для реализации интерфейсов взаимодействия между компонентами OSS/BSS.

Новая инициатива – SDP/SDF (Service Delivery Platform/Service Delivery Framework – платформа и структура доставки услуг) – направлена на ускорение и облегчение вывода на рынок новых услуг операторов и на снижение связанных с этим рисков.
Но вот новый проект все же запущен. И тут – на этапе опытной эксплуатации или при начале продаж выясняется, что некоторые свойства продукта надо изменить. Однако стоимость этих изменений часто оказывается за рамками допустимого бюджета. И потенциально перспективное начинание оседает в хранилище неуспешных проектов оператора. В особенно тяжелую ситуацию операторы попадают, если для реализации идеи нового продукта им пришлось купить готовое коммерческое монолитное решение. Стоимость внесения изменений в такое решение, как правило, очень высока, и через несколько итераций его развитие приходится прекратить и смириться с достигнутым функционалом, даже если он неадекватен требованиям рынка.

Кроме того, внедрение такого продукта занимает в среднем один год, и требования, выработанные год назад, уже безнадежно устарели. Такая неповоротливость – непозволительная роскошь на современном рынке с быстро меняющейся ситуацией и стремительно развивающимися технологиями, позволяющими новым игрокам занимать новые ниши. Скорость вывода продукта на рынок должна быть высокой, а время реакции на изменение внешних условий – минимальным.

Перестройка и ускорение

Существенно сократить время вывода продукта на рынок дает возможность разработанная TM Forum структура доставки услуг – Service Delivery Framework. Реализация сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), лежащей в основе SDF, позволяет конструировать новую услугу как композитное приложение, составленное из «кубиков» – бизнес-функций существующих сервисных платформ или управляющих функций компонентов OSS/BSS. Скорость разработки такой услуги существенно выше, чем при традиционном подходе. По оценкам TM Forum, выигрыш во времени при использовании SDF может достигать 66%. При этом к процессу формирования целевых свойств конечного продукта можно подойти итеративно, выясняя на каждой итерации реакцию на него тестовых групп пользователей.

Но для вывода продукта на рынок недостаточно разработать новую логику, формирующую его потребительские свойства. Об этом продукте должны узнать компоненты OSS/BSS. Он должен появиться в каталоге продуктов, правильно тарифицироваться, его параметры должны отслеживаться, а служба технической поддержки – обладать полной информацией, необходимой для оперативной помощи абоненту. Напрашивается некая прослойка между продуктом (сервисом) и компонентами OSS/BSS.

И такая прослойка появилась – это блок управления жизненным циклом сервисов. Он ускоряет и облегчает интеграцию нового сервиса в инфраструктуру оператора, позволяя, не заботясь о совместимости, подключать сервис в режиме plug & play. За счет стандартизации функционала управления жизненным циклом сервисов модель расширения спектра услуг можно сделать гибкой. Оператор один раз формирует интерфейсы к своей инфраструктуре вместе с набором требований к поставщику сервисной платформы или партнеру, который хочет подключить свой сервис. Он может превратить свою инфраструктуру в подобие гипермаркета,  где, с одной стороны, привлекаются покупатели продуктов, а с другой – производители товаров. Иными словами, оператор может экспериментировать с новыми бизнес-моделями, предоставляя третьей стороне свою инфраструктуру для размещения сервисов, а увидев рост того или иного сегмента услуг, усиливать его продвижение. Таким образом, существенно снижаются риски, связанные с ошибками собственного проектирования потребительских свойств новых продуктов.

Побочный эффект

Распространение концепции структуры доставки услуг имеет более фундаментальное значение, чем может показаться на первый взгляд. SDF – не только инструмент инфраструктурной оптимизации оператора связи, не только средство сокращения издержек и ускорения вывода на рынок новых услуг. SDF дает возможность сформировать новую рыночную нишу, ориентированную на работу с базовыми операторами связи, и выйти на рынок новым игрокам.

Нынешний уровень технологий разработки приложений позволяет достаточно быстро создать готовый к употреблению продукт. Но для того, чтобы о нем узнали, и тем более для того, чтобы начать получать от него доход, нужна работа по продвижению продукта и инфраструктура работы с абонентом. Абонент куда-то должен заплатить деньги, позвонить, если возникнут проблемы, услышать ответ не на китайском языке и иметь возможность прийти в офис, чтобы выразить лично свое возмущение или благодарность. Создание такой инфраструктуры требует инвестиций, а также опыта, которого нет у молодых компаний. У оператора для этого есть все необходимое, и он может предоставить свою инфраструктуру для размещения сервиса сторонним разработчикам.

Такой подход стали использовать глобальные интернет-игроки вроде Google, и они привлекают все большее число партнеров путем распространения своих сервисов и инструментария разработки. Но все же они остаются глобальными и не могут обеспечить того уровня контакта с аудиторией, который доступен локальным игрокам. Куда вы будете жаловаться, если у вас «слетит» сервис Google Docs, где вы разместили всю рабочую документацию? У них есть номер телефона поддержки? Вы его знаете? Глобальные игроки могут дать только веру в устойчивость их платформ. И когда они недоступны, остается только молиться.

Что показало вскрытие

Рассмотрим подробнее функциональную структуру SDF (рис. 1). Ключевая задача платформы – унифицировать взаимодействие сервиса с инфраструктурой оператора связи. В OSS/BSS эту унифицированную поддержку сервиса обеспечивает набор интерфейсов, объединенный в блок SDF Management. Управление сервисом разделяется на две предметные области:

- управление жизненным циклом сервиса (Service Lifecycle Operation Support);

- управление бизнес-функциями сервиса (Service Enabler & Application).

Управление жизненным циклом сервиса охватывает фазы от создания сервиса до его удаления из инфраструктуры оператора. Основные функции этого блока:

- регистрация сервиса;

- тестирование на соответствие требованиям SDF. Эта функция позволяет существенно снизить затраты при внедрении нового сервиса. Особенно, когда сервис используется на стороне партнера или разрабатывается по заказу третьей стороной;

- конфигурирование параметров сервиса;

- активация и деактивация сервиса;

- мониторинг параметров сервиса. Нередко у операторов, начинающих внедрение новых сервисных платформ или взаимодействующих с партнерами, возникает ситуация, когда абонент жалуется на низкое качество сервиса или его отсутствие, а оператор службы поддержки не только не имеет информации о состоянии услуги, но даже не знает, какие параметры для нее ключевые;

- тарификация сервиса;

- удаление сервиса.

Управление бизнес-функциями сервиса – важная составляющая при сборке нового композитного сервиса. Бизнес-функции могут быть доступны как самому оператору для сборки собственного продукта, так и партнеру. При этом решающее значение имеет унификация и стандартизация интерфейсов приложений: она упрощает последующую сборку и расширяет возможности создания конструкторов подобных сервисов. Данный подход повышает степень повторного использования имеющихся компонентов, что увеличивает эффективность инвестиций в развитие инфраструктуры доставки сервисов. Пример такого подхода – использование Google Maps при разработке приложений, ориентированных на разные предметные области.

Развитие направления SDF взаимоувязано с остальными направлениями работы TM Forum. Блоки SDF совпадают с метапроцессом управления жизненным циклом продуктов (Product Lifecycle Management, PLM). SDF обеспечивает для PLM автоматизированную инфраструктурную среду, предоставляющую прозрачные механизмы контроля параметров каждого этапа.

Сценарии использования

Сценарии использования SDF разрабатываются соответствующей рабочей группой TM Forum и служат для отработки требований, предъявляемых к функциональным блокам, которые составляют основу рассматриваемой концепции. Сценарии позволяют наглядно продемонстрировать, о чем идет речь при обсуждении того или иного функционала. Также они полезны при проектировании и реализации пилотных проектов, базирующихся на данной концепции.

На рис. 2 приведен сценарий использования функционала SDF для сборки новых продуктов на базе существующих сервисов в случае, когда бизнес-модель опирается на несколько участников – оператора доступа, контент-провайдера и сервис-провайдера.

Оператор доступа (здесь подразумевается мобильный оператор) владеет информацией о том, где находится абонент, и предоставляет сервис определения местоположения. Контент-провайдер предоставляет сервис отображения карты местности в соответствии с переданными координатами. А сервис-провайдер предоставляет композитный сервис отображения местоположения абонента на карте. Отметим, что взаимодействие участников обеспечивается реализацией функциональности SDF на стороне всех участников.

  


Развитие и популяризация концепции и стандартов SDF может послужить катализатором развития нового рынка. Но для того чтобы сформировать новый рынок, необходимы совместные усилия. Эти стандарты должна поддержать группа операторов, занимающих существенное положение в отрасли. В этом случае продукты, формируемые в данном контексте, будут иметь максимальную аудиторию, что повысит привлекательность инвестиций в их разработку.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!