Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2010
Лилия ПАВЛОВА  10 марта 2010

Долгий быстрый переход

«Русские долго запрягают, да быстро едут» – чем не слоган перехода России на цифровое вещание? Похоже, процесс «запрягания» закончился в 2009 г., когда целый ряд регионов, не дожидаясь принятия соответствующей федеральной целевой программы, совместно с ФГУП РТРС приступил в инициативном порядке к созданию цифровых сетей. А там и ФЦП подоспела. Поехали – и какой же русский не любит быстрой езды?

Однако переход на цифровое вещание обещает стать долгим в том смысле, что надолго сохранится необходимость параллельного вещания. «Это накладывает серьезные обременения и на организационную модель, и на эффективность использования радиочастотного спектра, – признает глава Роскомнадзора, член правительственной комиссии по развитию телерадиовещания Сергей Ситников . – Вместе с тем решение принято, революционного перехода не будет, переход на цифру будет мягким».


 Конспект ФЦП


Общий объем финансирования программы составляет 122,445 млрд руб. Средства федерального бюджета в размере 76,366 млрд руб. будут направлены на модернизацию инфраструктуры и строительство наземной сети цифрового вещания государственного оператора связи (27,126 млрд руб.), развитие цифрового наземного радиовещания (13,994 млрд руб.), создание многофункциональных спутников (13,000 млрд руб.), оплату услуг связи по распространению обязательных телерадиоканалов в переходный период (19,597 млн руб.), развитие системы перевода в цифровой формат архивных материалов (1,170 млрд руб.), проведение информационно-разъяснительной кампании среди населения (1,200 млрд руб.), управление реализацией программы (279 млн руб.). Финансирование остальных мероприятий осуществляется исполнителями программы (РТРС, ГПКС) за счет собственных средств и средств из внебюджетных источников.


Согласно ФПЦ, к 2015 г. доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа, должна составить 100%; доля населения, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, – 98,8%; количество субъектов РФ, охваченных цифровым телевещанием, – 83; доля населения, не охваченного региональным телевещанием, – 1,2%.

Что же касается времени, которое требуется для полноценного перевода вещания в цифровой формат, то Россия среди европейских стран встает где-то посерединке, рядом с Францией, – по шесть лет. По пять лет понадобится Германии, Финляндии, Чехии, Австрии; по четыре года – Польше, Бельгии, Эстонии. Великобритания в этом отношении самая медлительная (14 лет); Испании потребовалось 10 лет, Италии – восемь. Спринтерами стали Словения и Норвегия – на «цифровой переход» им потребовалось всего лишь по два года, на год больше взяли Дания, Венгрия, Словакия, Португалия, Нидерланды. Другое дело, что по срокам мы окажемся в цифровом будущем на три года позже большинства европейских стран (а для некоторых из них это уже настоящее). И все же это будет очень быстрый переход, если учесть, что по территории наша средняя губерния – нормальное европейское государство. Не говоря уже о географических и климатических особенностях; о количестве эфирных каналов свободного доступа, не только федеральных, но и региональных, муниципальных; о национальной особенности – почти тотальной милитаризации радиочастот; о заторможенности нормативной правовой базы.


И все же – первый переходный год показал: поехали!


Год за пять


По насыщенности событиями и принятыми решениями 2009 г. стоил пяти предыдущих. После подписания в 2004 г. тогдашним премьером М. Фрадковым распоряжения о целесообразности внедрения в России европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB государство несколько лет не решалось сделать следующий закономерный шаг – принять программу развития цифрового вещания. Надежда забрезжила в конце 2007 г., когда правительство одобрило Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 гг., на основе которой должна была разрабатываться соответствующая федеральная целевая программа. Принятие ФЦП переносилось сначала с середины 2008 г. на его конец, потом на первую половину 2009-го, потом – на вторую… Слишком много спорных вопросов – нормативных правовых, частотных, контентных и др. – требовалось прояснить.


Не один год шли дискуссии вокруг состава пакета «ООО» – общероссийских обязательных общедоступных каналов (1-го мультиплекса). Ответ был получен летом 2009 г.: Указом Президента РФ от 24 июня в первый мультиплекс вошли восемь теле- и три радиоканала: Первый канал, «Россия», Российский информационный канал (РИК), «Культура», «Спорт», Детско-юношеский канал (будет скомбинирован из продуктов Первого канала, ВГТРК, «Бибигона» и «Теленяни»), НТВ, «Петербург – Пятый канал», «Радио России», «Маяк», «Вести FM». Уже в сентябре Роскомнадзор разработал и согласовал с Минобороны его частотно-территориальный план (чуть позже, в декабре, были завершены разработка и согласование основной части частотно-территориального плана (ЧТП) и 2-го мультиплекса, состав которого пока не определен). И в том же месяце премьер В. Путин одобрил Концепцию ФЦП «Развитие телерадиовещания до 2015 г.». Все ждали собственно ФЦП, но вдруг оказалось, что сначала ее должен концептуально одобрить премьер-министр. Этот факт не разочаровал, а, напротив, придал уверенности, что программа скоро будет принята. И действительно, 3 декабря Постановлением Правительства РФ программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» была утверждена и включена в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.


В 2010 год Россия вошла не только с программой перехода на цифровое вещание, но и с уже реализованным ее первым этапом: в ФЦП сказано, что на первом этапе (2009 г.) осуществляется разработка, экспертиза и утверждение системных проектов для первой очереди строительства цифровых сетей в 12 субъектах РФ. На втором (2010–2015 гг.) – обеспечивается повсеместный переход на цифровое вещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране и завершение создания единого информационного пространства в РФ.


Мультиплексные вопросы


Трансляцию каналов 1-го мультиплекса будет осуществлять РТРС. В программе сказано, что сети для 2-го и 3-го мультиплексов будут строиться как РТРС, так и «иными операторами за счет собственных средств и средств внебюджетных источников». Однако сегодня, как отмечают наши эксперты, пришло понимание, что модернизировать сети по всей России только для восьми каналов слишком накладно для государства. Поэтому, скорее всего, РТРС станет оператором трех мультиплексов.


К слову, сейчас в регионах работают множество альтернативных операторов наземного эфирного вещания. Они построили свои вышки, поставили опоры, установили на них передатчики. Как сообщает источник из НАТ, таких операторов, судя по количеству выданных лицензий, несколько тысяч, среди них выделяется ряд крупных владельцев сетей (например, в Свердловской области, в Ханты-Мансийске). Кроме того, существуют субъекты медиарынка, которые в одном лице являются и операторами, и производителями контента (имеют две лицензии – на производство программ и их распространение). Выросли они как грибы под многолетним дождичком противостояния двух подходов к переходу на цифру – коммерческого и государственного – в надежде на победу первого. Его исповедовало Мининформсвязи, считая, что цифровое вещание должно развиваться на рыночной основе (по аналогии с сотовой связью). Решающим аргументом второго подхода, предлагаемого ФГУП РТРС, было сохранение единого информационного пространства. Многочисленные частные сети вряд ли способны его обеспечить, поскольку не имеют единого системного проекта, единых стандартов, гарантированной взаимоувязки. Кроме того, если независимые коммерческие операторы связи создают свои сети и свою инфраструктуру, они будут решать проблемы возврата инвестиций и отдавать предпочтение коммерческим же каналам. Точка зрения РТРС возобладала и, очевидно, укрепилась: строительство сетей для трансляции 4-го, 5-го и последующих мультиплексов, в том числе в стандартах HD и мобильного ТВ (DVB-H), будет осуществляться коммерческими операторами без привлечения средств из федерального бюджета. Благо, что на российском рынке коммерческий контент представлен в изобилии – более 250 платных каналов.


Основные же принципы регулирования вещания первых трех мультиплексов заключаются, по словам С. Ситникова, в четырех позициях:


1.  В эфирной среде должно распространяться не менее 18–19 каналов («московский стандарт»). Свободный доступ к этим каналам должен быть обеспечен для 98% населения страны.


2. Общее количество эфирных каналов свободного доступа в стандарте DVB-T не превысит 24, при этом будет использоваться протокол MPEG-4. От 6 до 8 каналов должно быть зарезервировано для дальнейшего заполнения емкости. Состав 1-го мультиплекса определен указом Президента РФ, по 2-му и 3-му мультиплексам решение будет принимать Федеральная конкурсная комиссия (ФКК).


3.  Вещание областных и муниципальных каналов будет осуществляться в 3-м мультиплексе или (по решению владельцев) может быть переведено в кабельные сети.


4.  Формирование 2-го и 3-го мультиплексов определяется по субъектам РФ, их состав при этом определяет ФКК.


Регионы в очереди и вне ее


Строительство сетей 1-го мультиплекса телерадиоканалов в регионах начинается в соответствии с частотно-территориальным и территориально-временн'ым планами развертывания сетей цифрового вещания с приоритетом приграничных районов Российской Федерации, планы переходного периода в которых требуют незамедлительной координации с сопредельными странами.


Создание сетей цифрового ТВ-вещания предусматривается в четыре очереди. Регионами 1-й очереди (2010 г.) названы 12 субъектов РФ: республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Еврейская автономная область; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края; Амурская и Сахалинская области. 27 регионов записаны во 2-ю очередь (2011 г.), 39 – в 3-ю (2012–2013 гг.) и пять – в 4-ю (2013 г.).


НИИР разработал техническое задание на комплексный проект развития цифрового вещания в РФ, в котором приведены межсистемные рекомендации и типовые решения для создания взаимоувязанных сетей цифрового вещания по всей территории страны. К IV кварталу 2010 г., по словам замминистра связи и массовых коммуникаций Д. Северова, запланирована разработка системных проектов по всем субъектам РФ. При этом в 2009 г. практически завершена разработка системных проектов по регионам 1-й очереди и в 2010 г. планируется проведение конкурсов на рабочее проектирование, поставку и ввод в эксплуатацию приемопередающего оборудования для создания цифровых сетей в первоочередных 12 регионах.


Между тем в ряде регионов по инициативе местных властей переход на цифру будет происходить с опережением предусмотренных в программе сроков. Так, в тестовую эксплуатацию в конце 2009 г. были запущены опытные зоны цифрового ТВ-вещания в Курской области и к концу 2010 г. планируется построить наземную станцию сети эфирного цифрового ТВ-вещания Курского областного радиовещательного передающего центра – филиала ФГУП РТРС с охватом не менее 99% населения региона; выполняется план системных мероприятий для опережающей реализации проекта цифрового вещания на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области; за счет собственных средств РТРС начала строительство сетей цифрового вещания в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Калининградской области.


И все же основная задача на 2010 г. – развертывание и запуск сетей цифрового вещания в регионах Дальнего Востока и Сибири. В настоящее время опережающим порядком идет рабочее проектирование и подготовка к строительству 290 объектов в Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях, в Еврейской АО, в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, в Республике Алтай. А первым регионом, официально начавшим переход на цифровое телевидение, стал Хабаровский край, где 1 февраля с федеральным мультимедийным размахом запущена сеть цифровых ретрансляторов, призванных обеспечить цифровое вещание по территории всего региона. Полный переход края на цифру займет около полутора лет, причем наряду с цифровым вещанием сохранится и аналоговое, пока у 95% населения не появится новое оборудование.


Вообще, программа не указывает, что к 2015 г. в России будет полностью отключено аналоговое вещание. По словам С. Ситникова, 2015 г. для нас критичен только с точки зрения международной защиты, поэтому в регионах, значительно удаленных от государственной границы, сохранение аналогового вещания будет возможно и после «часа Х». «В первую очередь это позволит мягко перейти на цифру региональным и муниципальным телерадиовещателям», – считает председатель ФКК по телерадиовещанию. А кроме того, заметим, позволит «непродвинутым» телезрителям еще хотя бы чуть-чуть потянуть с покупкой цифровых ТВ-приставок, ведь в программе сказано, что их население должно будет приобретать на свои кровные (впрочем, региональные бюджеты и региональные правительства предусматривают выделение денег для обеспечения приставками социально незащищенных категорий населения – такие решения уже приняты, например, в Ленинградской и Калининградской областях).  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!