Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 12 2013
Лилия ПАВЛОВА  10 декабря 2013

«ЭРА-ГЛОНАСС» рассчитывает на VAS

Для граждан услуга «ЭРА-ГЛОНАСС», эксплуатация которой начнется в 2014 г., будет бесплатной. Сейчас формируется сервисная модель коммерциализации системы с участием операторов связи и сервис-провайдеров.

Особенности массовой навигации

Созданные изначально для военных, спутниковые навигационные технологии постепенно проникали на гражданку (в транспорт, геодезию, картографию, строительство), а сегодня прочно обосновались на массовом потребительском рынке. По данным Еврокомиссии, в 2012 г. объем мирового рынка спутниковой навигации составил 65 млрд евро, причем 98% доходов приносят сегменты массового рынка – автомобилисты (54%) и пешеходы (44%). Лишь 2% приходятся на военные и профессиональные приложения. Примечательно, что самым массовым навигационным устройством стал смартфон с опцией спутниковой навигации (более 1 млрд ед.), а традиционные автомобильные навигаторы оказались на втором месте (150 млн ед.). Рынок наполнился многочисленными бесплатными и платными сервисами, использующими данные о местоположении потребителя или движении транспортного средства.

В 2014 г. Еврокомиссия прогнозирует рост мирового рынка до 100 млрд евро, а в 2018 г. – до 155 млрд. Драйверами роста станут потребности мобильных пользователей в технологиях единой «бесшовной» навигации (вне помещений и внутри них), процессы модернизации всего транспортного комплекса, а также использование навигационных технологий для обеспечения не только комфорта в автомобиле, но и безопасности на транспорте. Ответом на эти вызовы станет создание на автотранспорте крупных государственных или региональных навигационно-информационных систем помощи при ДТП, платности дорог, соблюдения режима труда и отдыха водителей (тахографы), интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и т.д., а также появление множества новых продуктов на стыке навигационных и инфокоммуникационных технологий, автомобилестроения и микроэлектроники.

Размеры российского рынка спутниковой навигации относительно мирового невелики – 15 млрд руб., по данным НП «ГЛОНАСС» на 2012 г. В 2013 г. за счет реализации региональных программ ГЛОНАСС он вырастет до 60 млрд руб.; в 2014 г., с началом эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и программы платности дорог для автомобилей грузоподъемностью 12 т и выше – до 80 млрд руб.

Самый массовый

В ряду навигационных проектов единственный, предназначенный для массового рынка, – создание системы помощи при ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС», исполнителем работ по которому определен Федеральный сетевой оператор НП «ГЛОНАСС». Эта структура сформирована в прошлом году и объединяет разных игроков рынка спутниковой навигации – производителей устройств на основе навигационных технологий, разработчиков сервисов для этих устройств, сервис-провайдеров, операторов связи.

До недавнего времени нормативная правовая база создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» строилась на распоряжениях и указах президента, а также ведомственных документах Минтранса. В январе 2013 г. принятый Советом Евразийской экономической комиссии технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» определил для России, Белоруссии и Казахстана единую техническую политику (единая картография, единые протоколы, единые требования), а также порядок оснащения автомобилей устройствами вызова экстренных оперативных служб. Регламентом установлено, что с 1 января 2015 г. иметь бортовую систему «ЭРА-ГЛОНАСС» должны все транспортные средства трех государств, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента; с 1 января 2016 г. – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов и твердых бытовых отходов; с 1 января 2017 г. – все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

В декабре 2013 г. планируется запуск системы на всей территории России, а полноценная ее эксплуатация начнется в 2014 г. Бюджет проекта составляет 3,92 млрд руб.: в 2010–2012 гг. на проектирование и создание системы потрачено 2,221 млрд руб., объем финансирования в 2013 г. – 1,699 млрд руб. На обслуживание системы в 2014 г. предусмотрено затратить до 500 млн руб. При этом экономический эффект от реализации проекта, по оценке НП «ГЛОНАСС», к 2020 г. составит 66,1 млрд руб.

 

ПОЛЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Возможности применения спутниковых навигационных сервисов ограничиваются разве что высотой полета творческой мысли их создателей. Так, недавно российские разработчики навигационно-связного оборудования из «СпейсТим холдинга» выпустили «ГЛОНАСС-портфель» (портфель со встроенным охранно-поисковым ГЛОНАСС-трекером), который позволит родителям контролировать местоположение ребенка в режиме реального времени с любого мобильного устройства (телефона, смартфона, планшета), имеющего выход в интернет. Данные о передвижении ребенка автоматически приходят с сервера оператора в виде sms или геоссылок на устройство родителей. Система не только отслеживает передвижения владельца портфеля, но также хранит историю его перемещений на электронной карте местности, отправляет sms на телефоны родителей в случае тревоги, падения или удара, проводит дистанционный мониторинг обстановки в зоне нахождения ребенка и осуществляет двухстороннюю экстренную связь с помощью «тревожной» кнопки. Если ребенок находится рядом с родителями, то устройство переводится в спящий режим, минимизируя таким образом расходы на GPRS-трафик.

Обеспечивающий работу системы ГЛОНАСС-трекер весит всего 130 г, с высокой точностью определяет координаты по совмещенным сигналам ГЛОНАСС и GPS, не требует постоянной подзарядки и своевременно извещает о разрядке батареи посредством sms. В трекере комплексно применяются навигационные спутниковые технологии и технологии позиционирования по сетям сотовой связи, что позволяет определять местоположение детей в сложных для навигации условиях (помещение, метро, плотная городская застройка и пр.). Для максимальной безопасности личных данных информация от ГЛОНАСС-устройства на сервер оператора передается по зашифрованным каналам и хранится на сервере также в зашифрованном виде.

Другой пример, вызвавший немалый резонанс в электронных СМИ, связан с нормотворчеством. Как сообщил интернет-ресурс Digit.ru, Минкомсвязь готовит приказ о том, что в России можно будет использовать только мобильные телефоны, имеющие в своем составе приемники ГЛОНАСС. Впрочем, судя по сообщению, приемники других ГНСС запрещены не будут, т.е. совмещение с GPS не возбраняется.

После выпуска приказа его требования распространятся на изготовителей и продавцов сотовых телефонов, которые будут обязаны подтверждать соответствие поставляемых ими в Россию телефонов требованиям к навигационным системам, включая ГЛОНАСС. На Россвязь будет возложена регистрация деклараций о соответствии, на Роскомнадзор – контроль за использованием на территории РФ только абонентских терминалов, отвечающих установленным требованиям.

Пока сложно комментировать эту информацию, поскольку проект приказа не вынесен на широкое обсуждение. Но если такое требование действительно будет введено – по массовости этого сервиса ГЛОНАСС сможет потягаться с американской конкуренткой.

На плечах телекома

 

Сети операторов связи – основа инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС», состоящей из навигационно-информационных центров. Работа всей системы полностью зависит от действующей мобильной связи, по каналам которой в приоритетном порядке передается сигнал диспетчеру от терминала. Соответственно, для полного покрытия федеральных трасс за два года операторы мобильной связи построили несколько десятков базовых станций. Минтранс планирует, что следующим этапом станет радиопокрытие региональных трасс, а для охвата удаленных и не имеющих покрытия сотовыми сетями мест рассматривает возможность связи с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» через телекоммуникационный спутник.

Помимо каналов связи операторы предоставляют собственные технологические площадки для размещения оборудования системы экстренного реагирования при авариях, а «Ростелеком» также создает типовые технические решения для интеграции систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «112». С сентября в пяти регионах (Краснодар, Казань, Астрахань, Тула, Курск) испытываются решения по интеграции «ЭРА-ГЛОНАСС» с системой «112», разработанные специалистами оператора. Кроме того, тестируются системы сопряжения «ЭРА-ГЛОНАСС» с системой управления мобильными нарядами МВД в четырех регионах (Краснодар, Новосибирск, Уфа, Ростов-на-Дону), а в Башкирии и Ленинградской области организованы пилотные зоны для отработки решений по высокоточной навигации.

НП «ГЛОНАСС» будет работать на сетях большой тройки по модели MVNO, что позволит убрать слой взаимоотношений между роуминговыми партнерами и сформировать «единое окно» для потенциальных пользователей системы. Операторы же, инвестировав в необходимое для функционирования «ЭРА-ГЛОНАСС» покрытие автодорог, заинтересованы в предоставлении на базе системы дополнительных сервисов (Value Added Services, VAS), отделенных от ее основной функции.

Парадигма сервисной модели

Известно, что для граждан услуга экстренного реагирования при авариях на транспорте будет бесплатной. Однако в коммерциализации инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» заинтересовано и государство для снижения ежегодных затрат бюджета на эксплуатацию системы, и операторы связи, а также сервис- и контент-провайдеры – для получения доходов.

Бизнес-модель коммерциализации инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с участием сервис-провайдеров, коммерческих операторов связи, операторов государственных, ведомственных, региональных систем окончательно не определена, но ее парадигма активно формируется.

Операторы связи отмечают, что проникновение телекоммуникационных блоков в автомобили открывает колоссальные возможности для развития новых, по-настоящему массовых коммерческих сервисов. Сервис-провайдеры видят свою роль в оказании услуг (охранно-поисковых, дистанционной диагностики, страховой телематики, информирования и оповещения и т.д.) автопроизводителям и непосредственно владельцам транспортных средств, физическим и юридическим лицам. Контент-провайдеры заинтересованы в доставке сервисов в автомобили (пробки, развлекательный и информационный контент). Страховые компании готовы обеспечить услуги интеллектуального страхования. К коммерческим услугам также относятся сервисы полноценных ИТС, управление дорогами в режиме реального времени, высокоточное позиционирование и др.

Последнее звено

Без пользовательских устройств система не заработает, как не работает связь без телефона, а телевидение без телевизора. Терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» тестируются в течение 2013 г., но начало их массового производства запланировано на II квартал 2014 г. (цена производителя – 3 тыс. руб.). При аварии терминал автоматически определяет и в приоритетном режиме передает оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС» информацию о точных координатах, времени и тяжести ДТП, которая после проверки поступает в экстренные оперативные службы (в перспективе – в систему «112»). При этом водитель и пассажиры имеют возможность связаться с оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в ручном режиме – нажатием специальной кнопки. Терминал также должен уметь проводить самотестирование, поддерживать возможность установки в сервисных центрах, обеспечивать совместимость с европейской системой eCall, которую планируется запустить в 2015 г. Это набор требований для базовой услуги. Однако терминал может стать и средством предоставления дополнительных сервисов.

В качестве расширения функций терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» рассматривается его использование для реконструкции обстоятельств ДТП (сохранение данных о параметрах движения и состоянии транспортного средства до, во время и после инцидента и предоставление этой информации по запросу, в том числе через сети подвижной связи). Терминалы могут помочь в предотвращении ДТП, когда участники дорожного движения информируют друг друга об опасных ситуациях или специализированный оператор сообщает им по ходу движения о проблемах на дороге в заданной географической области. Более того, предотвратить ДТП могут сами системы, общаясь между собой посредством технологий М2М.

Система на низком старте – а с нею и новый виток конкуренции сервисов.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!