Rambler's Top100
Все новости Новости компаний
Наталия КИЙ 23 декабря 2016

Облачные амбиции МТТ

Оператор сосредотачивает свой В2В-бизнес  на облачных коммуникациях, активаторе для бизнеса MVNE и телеком-платформе. 

Евгений Васильев, генеральный директор МТТ

«Коммуникации как таковые никому не нужны, нужны решения на базе коммуникаций, – прокомментировал генеральный директор МТТ Евгений Васильев. – Задача – окончательно минимизировать долю транзита в деятельности компании, но не отказываться от этого направления.  К 2020 году доля транзита и собственно телекома не должна превышать 25%». «Продуктовая часть, компетенции, разработки – 80% того, куда мы хотим тратить деньги», – добавляет заместитель гендиректора по экономике и финансам Марат Билялетдинов.

В2В-направление обеспечило в 2016 году более 60% доходов МТТ. Подразделение «Бизнес», работающее с cloud communications, показало 51%-й рост выручки против 30% в среднем по рынку. Компания планирует расширять функционал виртуальной телефонии путем ввода новых услуг callback и calltracking, приступила к внедрению FMC-платформы. К 2019 г. МТТ намерена стать лидером рыка виртуальных АТС.

По оценкам iKS-Consulting, объем сегмента виртуальных АТС и других приложений для телефонии в 2016 году составит 4,7 млрд руб. Как известно, лидером рынка виртуальных АТС является компания «Манго Телеком». В первой пятерке с долями от 12,6% до 9,3% – МТС, UIS, МТТ, «Телфин» (по итогам 2015 года). «Высокие среднегодовые темпы роста рынка ВАТС на уровне 18—19% будут сохранятся в ближайшие 5 лет, однако с каждым годом будут снижаться из-за постепенного насыщения спроса на услуги виртуальной телефонии», – считает ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин. Он оценивает среднее ARPU клиентов MTT на рынке виртуальных АТС выше средних значений на рынке, что свидетельствует о привлечении более крупных клиентов, чем среднестатистические пользователи виртуальной телефонии. Подавляющее большинство пользователей ВАТС принадлежит к сегменту малого и среднего бизнеса – именно здесь аналитик видит основной потенциал для развития услуг виртуальных АТС в ближайшей перспективе. 

«Конкуренция на рынке облачной телефонии возрастает. Внимание на этот сегмент обращают крупные телеком-операторы, в том числе и поставщики услуг сотовой связи, которые могут предложить своим абонентам конвергированные FMC-решения из первых рук. В условиях роста конкуренции для захвата значительной доли рынка придется приложить довольно много усилий, что может повлечь за собой снижение рентабельности этого бизнеса», – предупреждает Станислав Мирин. 

Наиболее пострадавшим направлением из-за высокой волатильности рубля в компании называют MVNO, в первую очередь ориентировавшееся на мигрантов, число которых, как и количество отдыхающих за рубежом, сократилось в условиях кризиса. «Трудным ребенком» в компании называют виртуального оператора Aiva Mobile, запущенного сначала в Таджикистане, а в конце 2015 года – в Финляндии.

По признанию Евгения Васильева, в течение года стагнировала и падала абонентская база виртуальных операторов, в итоге все же несколько превысив результаты 2015 года и составив 80 тыс. подписчиков. «В третьем квартале направление MVNO вышло из убыточности по маржинальности, – говорит глава МТТ, – при этом надо понимать, что MVNO принадлежит значимая роль в выручке компании, составившей в 2016 году в целом более 11 млрд руб.». МТТ запустил платформу для создания виртуальных операторов MVNE (mobile virtual network enable),  к которой подключены три первых бизнес-клиента. По мнению компании, такой подход обеспечит недорогой входной билет на рынок услуг мобильной связи и может быть полезен для региональных ШПД-операторов, вынужденных конкурировать с федеральными поставщиками услуг. «MVNO не пойдет в сторону глобальных решений. Этот рынок созрел до состояния, когда мобильный оператор может работать на несколько тысяч абонентов, а мобильная связь является одним из продуктов компании», – убежден Евгений Васильев. В 2017 году МТТ планирует запустить подобный проект в одной из кавказских стран.

«Как отдельный проект типа Aiva – это нишевая тема, которую можно поддерживать на плаву. Но большого роста в ближайшие годы не будет, – комментирует консультант iKS-Consulting Максим Савватин. – Ситуацию осложняет конкуренция с ОТТ-сервисами (скайп, мессенжеры). На мой взгляд, интересна модель MVNO в сегменте IoT/M2M. Рынок по сути только формируется, платформа у МТТ есть. Могут «выстрелить» нишевые решения в комплекте с SIM-картой. Также можно спакетировать это предложение с облачными сервисами, которые компания активно продвигает».

Максим Савватин оценивает идею MVNE как продуктивную для небольших региональных широкополосных операторов, которых в России ещё много и которым в пору конвергенции тяжело конкурировать с федералами. «МТТ как независимый игрок рынка может предложить добавить мобильную связь в пакет услуг фиксированной связи. Конечно, это всего лишь десятки тысяч потенциальных абонентов и грандиозных цифр по подключениям не будет, но такой шаг поможет малым операторам удержать своих фиксированных абонентов в своих сетях», – считает аналитик.

На рынке Европы МТТ планирует попробовать предложить и внедрить свои телеком-платформы (API, application programming interface), позиционируя себя как компанию, которая предоставляет инструменты для повышения эффективности деятельности. В России клиентами телеком-платформы МТТ являются «Яндекс», Mail.ru, Google и др. Евгений Васильев признает, что недавняя попытка выйти на европейский рынок без большой переделки продукта не удалась. «Сегодня компания видит преимущество своих решений в модели заработка девелоперов, по которой они могут делить с нами выручку, сделав наш продукт своим и продавая его как свой», – говорит Евгений Васильев. По его словам, на днях появился первый клиент телеком-платформы из Скандинавии.

Кастомизация услуг и решений – один из основных векторов развития МТТ. В 2017—2019 годах компанию ожидает изменение структуры, дезинтеграция направлений с выделением в отдельные компании по схеме «управляющая компания + несколько бизнес-единиц».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.