Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2-3 2009
Тагир ЯППАРОВ  10 марта 2009

Интеграция с региональным оттенком

Системные интеграторы все активнее выносят отдельные направления бизнеса за пределы Москвы, чтобы в локальной ИТ-среде сформировать для себя надежный кадровый ресурс и клиентскую базу, привнести в нее новые технологии и услуги.

Тагир ЯППАРОВ, АйТиПроблемы роста

Строго говоря, системной интеграции как отрасли – с достаточными объемами бизнеса и соответствующим числом специалистов – в России пока нет. Есть направление с определенными тенденциями, находящееся на этапе формирования основных услуг, компетенций, стандартов. Пройдет заметный период времени, прежде чем рынок дойдет до этапа зрелости.

У бизнеса ИТ-услуг много проблем – рынок непрозрачный, не структурирован, компании, работающие на нем, не капитализированы. По сравнению с мировыми рынками мы еще мелковаты. Самые крупные российские интеграторские компании насчитывают 3–4 тыс. человек; в «АйТи», например, работают полторы тысячи. А крупный европейский интегратор – это 30–40 тыс. человек, оборот $3–4 млрд. У нас таких игроков нет.

Ряд услуг в России просто технически невозможно предоставлять. Например, нет полномасштабного аутсорсинга, поскольку эта услуга связана с масштабами бизнеса. Кто, скажем, может предложить аутсорсинг ЛУКОЙЛу (где работают 9 тыс. ИТ-специалистов) или РЖД (более 10 тыс.)?! Если только «сборная России по системной интеграции». Чтобы с нами разговаривали как с потенциальным провайдером, нужен консорциум.

Но игроки будут укрупняться – тому есть рыночные причины. Если у больших по российским меркам компаний (от 800 человек) есть инструменты, позволяющие строить долговременные отношения с банком, и поэтому им выживать проще, то средним фирмам (100–300 человек) такие инструменты недоступны. Их бизнес обычно строится на нескольких серьезных клиентах, и из-за такой «клиентозависимости» они в зоне риска. Поэтому средние компании будут стремиться к консолидации с более крупными. Но это только тенденция. Реальных M&A-сделок масштаба слияния IBS и Borlas, которые происходили до середины прошлого года, пока, скорее всего, не будет. Сейчас активы оценивать трудно: нет осмысленной цены, да и денег свободных.

Россия – глобальный рынок

 АнтиКризис

Основная сложность текущего этапа - непрогнозируемая ситуация на рынке, из-за чего трудно строить операционную модель. У компаний нет реального представления, как планировать бюджет. Пока еще много эмоций. Все говорят о сокращении инвестиционных бюджетов, о том, что не будут покупать "железо", запускать мегапроекты. Однако сервисные бюджеты никто сокращать не собирается!
Ключевой фактор развития сервисной индустрии в стране – технологизация, т.е. повсеместное и максимально полное внедрение технологий. Ведь такой распределенности бизнеса, как в России, нет нигде в мире. Это фактически глобальный рынок, и работать здесь нужно по тем же правилам, по каким работают международные компании. «АйТи» рассматривает управление бизнесом с точки зрения модели с единым пулом ресурсов и единым пулом проектов по всей стране. В соответствии с этой моделью мы выводим инженерный состав в регионы – там сегодня сосредоточено примерно 35% специалистов компании. Эффективность такой структуры очевидна: помимо расширения клиентской базы, это еще и экономия на заработной плате, которая в регионах в полтора раза ниже.

Если первоначально мы строили региональную сеть в основном для выполнения местных контрактов, то сейчас создаем региональные информационные центры по компетенциям, чтобы иметь ресурсы для поддержки глобальных проектов не только в Москве. У нас есть центр компетенции по промышленной инфраструктуре в Красноярске, открылся центр компетенции по ЦОДам в Уфе. Это серьезные траты, но они окупаются за счет того, что за три-четыре месяца мы сможем собрать команду специалистов нужного профиля для любого контракта.

Кадровый вопрос

Рынок системной интеграции в последние два года был в зоне дефицита кадров. За это время заработная плата ИТ-специалистов выросла в два с лишним раза, что, естественно, привело к заметному повышению цен на услуги. Оплачивать столь быстрый рост заказчики не могут. Так развитие рынка стало ограничиваться возможностями по увеличению персонала.

Если специалистов не хватает, надо искать новые способы формирования кадров и их ввода в компанию. Традиционный метод – перекупать – означает низкую лояльность, дороговизну и т.д. Надо создавать специалистов самим. «АйТи» организовала несколько учебных центров, привязанных к университетам. Например, недавно наш Региональный ресурсный центр (РРЦ «АйТи») запустил на базе Уфимского государственного авиационного технического университета бесплатный учебный курс «Основы разработки приложений Lotus Domino», по окончании которого слушателям будет выдан сертификат «АйТи» и предоставлена возможность трудоустройства в РРЦ «АйТи».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!