Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Наталия КИЙ 29 января 2015

ТВ в заколдованном круге

На закрывающейся сегодня выставке CSTB`2015 российское телевидение искало инвесторов, боролось с законодателями и надеялось на кризис.

Во что инвестировать?

ТВ и телеком-сообщество собралось на форуме CSTB. Telecom & Media`2015, чтобы помочь инвестору найти ответ на этот вопрос. Признаться, благоприятный для отрасли ответ никак не хотел складываться. С какой стороны  ни заходили эксперты и участники рынка, приходили к одному выводу: рассчитывать на серьезные инвестиции в сферу платного ТВ и медиа, объединяющую кабельное, cпутниковое и IP- TВ, производителей контента и телеканлы, не стоит. Виной тому не экономический кризис, а нестабильность среды, иными словами, регуляторные риски (и это в пору, когда и рыночных рисков хватает!). 

Доходило до крайностей. «Мне стыдно, что мы инвестируем в РТРС», -- заявил гендиректор крупного кабельного регионального оператора «ЭР-Телеком» Андрей Семериков, имея в виду планируемые поправки в Закон о связи и Закон о СМИ, по которым государство создает благоприятные условия для существования собственной компании, пусть и инфраструктурной, подрубая возможности для бизнеса другим участникам рынка. «РТРС  – единый государственный оператор сети телерадиовещания. Это отдельная структура, назначенная государством распространять сигнал для удовлетворения социальных, культурных, информационных потребностей жителей. РТРС – источник цифрового сигнала высокого качества для кабельных операторов», – увещевал Виталий Стыцько, заместитель гендиректора РТРС и один из самых авторитетных специалистов в сфере телерадиовещания.   «Есть задачи  государственного решения, а есть бизнес-задачи. Складывается впечатление, что создается базовый оператор в виде РТРС, а мы все превратимся в «последнюю милю» РТРС, – президент Ассоциации кабельного ТВ России Юрий Припачкин, как всегда, был настроен решительно.

Время объединяться

Получается так, что законодательная чехарда второй половины 2014 – начала 2015 года не только работает против бизнеса ТВ-операторов и поставщиков контента, но и против инвестиций в большую и совсем недавно успешную индустрию под названием телеком и медиа. И хотя по гамбурскому и госстатовскому счету такой отрасли не существует, важно, что представители двух отраслей – телекома и производителей контента перед лицом общей опасности готовы объединять усилия. «Мы стремимся сблизиться, но для инвестора мы две разные отрасли. Пока телеком-компании здоровы, пока есть деньги у операторов кабельного ТВ, есть денежка и у нас», – говорит Кирилл Лыско, гендиректор «Цифрового телевидения».

Такое единение дает результаты.  Уже после открытия выставки стало известно, что Совет Федерации одобрил закон, снимающий запрет на размещение рекламы на кабельных телеканалах с преимущественно российским контентом (с 1 января в соответствии с поправками в закон «О рекламе» реклама была снята с платных кабельных каналов, что могло бы как минимум привести к повышению тарифов и как максимум –  поставить такие каналы на грань выживания). Позволительная доля иностранного контента составляет теперь 25%.

Инвестор с деревообрабатывающим лицом

Возврат рекламы на кабельные каналы, конечно, радует, но проблем не снимает.  Одна из них – возникшая дилемма «национальный – иностранный контент». «Ни в одной стране мира нет таких ограничений. Мы хотим вкладывать деньги в Россию, а местное законодательство нам препятствует. Производство российского контента обойдется дороже, чем  закупка иностранного. А сейчас все сокращают производственные издержки. Это значит, что без иностранных инвестиций развивать нашу сферу в России невозможно!» –  возмущена Ольга Паскина, вице-президент и гендиректор Discovery Networcs в Северо-Восточной Европе. «Да, какие-то иностранные каналы уходят с российского рынка. Они будут замещаться. Готов ли будет абонент заплатить за эту замену?» – резонно спрашивает Светлана Шамзон, вице-президент оператора ТТК. Это с одной стороны. С другой, в силу законодательных ограничений все будут пытаться производить российский контент, а хороший контент, как известно, требует ресурсов и денег, а их нет. Еще один виток в заколдованном круге.

Известно, что инвесторы работают там, где правила игры определены и разумно постоянны. А пока инвесторы ждут определенности, деньги уходят в ... деревообрабатывающую промышленность. Это не только хорошая шутка нынешнего CSTB-форума, но и реальность бизнеса: по свидетельству Николая Орлова, гендиректора «Первого ТВЧ», инвесторы холдинга, куда входит его компания, именно так и поступили, оценив регуляторную нестабильность в медийной сфере. Алексей Холодов, Триколор

На кризис надейся

Но бизнес останавливаться не намерен, планируя использовать преимущества кризиса. «Наш рынок – рынок развлечений. Кирилл Махновский, Орион ЭкспрессОт развлечений в кризис отказываются в последнюю очередь, – говорит Алексей Холодов, глава лидера спутникового ТВ России, компании «Триколор», которая в 2014 году показала 1,4 млн новых подключений, 28%-ный прирост годовой выручки и 24%-ный рост ARPU. – В 2015-м ожидаем роста доходов. Это простая математика: абонентская база выросла – рост доходов неизбежен».

Более чем успешным считают прошедший год и в компании «Орион Экспресс», входящей в топ-5  рынка платного ТВ в России (данные iKS-Consulting)  –  прежде всего благодаря 30%-ному росту абонентской базы, 35%-ному приросту количества телеканалов на спутниковой платформе и увеличению доходов от дополнительных услуг. По словам главы «Орион Экспресс» Кирилла Махновского, в 2015 году оператор намерен расти быстрее прогнозных цифр рынка – 12% орионовских процентов против 5% рынка. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.