Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2007
01 сентября 2007

Андрей ПОСТНИКОВ умеет управлять течением

Человек творческий пребывает в постоянном поиске – идей, форм, проектов... Он чутко реагирует на нюансы и сдвиги, зачастую предчувствуя их на интуитивном уровне. Андрею Львовичу ПОСТНИКОВУ способность слышать полифонию современности, участвовать в ее создании не только доставляет колоссальное (любимое слово гендиректора Cubio Communications) удовольствие, но и помогает в бизнесе.

Детский альбом

Человек, говорят, на 90% состоит из воды. Андрей Постников на 90% – из бизнеса. Но называть его трудоголиком некорректно: он человек творческий. И не только потому, что когда-то учился в вечерней джазовой школе по классу гитары, ходил в художественную школу, занимался спортом, причем увлекался разными видами, ни в одном долго не задерживаясь: бокс, гимнастика, коньки. Свободно говорит по-английски. В театре бывает не раз в пятилетку – на днях ходил на «Богему» Пуччини в «Зазеркалье». Прямо-таки гармоничная личность.

– Откуда корни?

– У меня довольно стандартная семья; мать и отец, к сожалению, уже не с нами.

Глава «стандартной советской семьи» профессор Л.Н. Постников занимался атомной физикой, в конце 1950-х входил в технологическую группу, обеспечивающую пуск реактора ВВР-М в Гатчине, мать – инженер-конструктор. Любимые места в родном городе – Петропавловская крепость и Александровский сад. Здесь, на Петроградской стороне, провел большую часть своей, говорит, роскошной жизни…

– В роскоши купались?

– Я имею в виду моменты, связанные с положительными эмоциями: зоопарк, бабушки-дедушки – детство, одним словом.

Прелюдия си минор

Детство кончилось, когда началась учеба в Пушкинском военном училище радиоэлектроники и противовоздушной обороны. Училищу – слова благодарности: оно дисциплинирует колоссально. Если есть желание постичь все науки, то училище это дает, поскольку обрезает соблазны. В школе-то занимался всем чем угодно и… немножко учился. А в училище времени оставалось только на учебу и спорт. Может, не имел золотого студенческого времени, зато получил хорошее образование в области электротехники и инжиниринга. Потом три года служил в Северодвинске, обслуживал вычислительный комплекс.

Когда Советский Союз начал разваливаться, старший лейтенант Постников уволился из армии и стал научным сотрудником ВНИИ им. А.С. Попова, где лабораторию цифрового вещания возглавлял проф. М.У. Банк. Тогда СССР претендовал на роль законодателя в области цифрового вещания, развивая то, что сегодня называется мультимедиа. Первое цифровое радиовещание ВНИИ им. А.С. Попова продемонстрировал на выставке «Связь-1986», а Андрей был там стендистом. Проработал в институте 10 лет, писал диссертацию…

– Что прервало научную карьеру?

– В 1991 г. началась настоящая перестройка, одни предприятия разваливались, другие создавались с нуля, стартовали интересные проекты.

Вариации на тему фа мажор

Набирала сотрудников и компания «ПетерСтар», в которой А. Постников стал работать менеджером по маркетингу. Рос вместе с компанией: через полтора года – директор по маркетингу. Первые домовые сети в Питере – это «ПетерСтар». Комплексное решение проектировали вместе со строительной компанией на этапе закладки здания. К сожалению, пилотный проект не получил развития: ШПД еще не было, а Интернет по оптике в дом?.. Зачем, говорили, это надо, не гостиница же… Ставший к тому времени директором по маркетингу и развитию бизнеса, А. Постников убеждал, что завтра эти технологии будут основным рынком – как на Западе и в Америке. Не стоит изобретать велосипед – надо смотреть чуть вперед, изучать опыт других стран.

– Откуда хорошее знание мирового рынка и английского языка?

– Английский – еще одно мое увлечение. Когда работал в НИИ, подружился с Алексеем Юрчаком. Инженер по образованию, филолог в душе, сегодня уже профессор – преподает социологию и лингвистическую антропологию в университете в Беркли. Он и заразил меня языком. А когда начал работать в «ПетерСтар», любительское знание перешло в свободный английский. Помогло и то, что несколько месяцев изучал маркетинг в Лондоне. Сейчас живу в Финляндии, где английский – основной язык бизнес-общения.

Проектов интересных было много. Занимались транзитным бизнесом, продвижением услуг связи в Финляндию: у Северо-Западного региона традиционно тесные связи с бывшим генерал-губернаторством. Реальным результатом расширения телекомбизнеса в сторону Финляндии стало создание независимой финской компании, которая сначала называлась Nevatel, а с 2001 г. – Cubio Communications. Андрей Постников возглавляет ее с 1999 г.

За эти годы компания выросла, пережила взлеты и падения. Первые годы голова кружилась от высоких показателей прибыли, окупаемости: международный трафик между Финляндией и Россией был дорогим. Фактически Cubio выступила одним из игроков, которые стерли границу между Ленобластью и Финляндией.

А потом был 2000 г., крах американской телеком-биржи и многих связных проектов. Дело не только в финансовой пирамиде dot.com, но и в кризисе международной связи, вернее, революции с точки зрения демонополизации международной связи: стоимость звонка в Америку упала с $1 за минуту до 1 цента. Естественно, оператор международной связи Cubio попал в эту обойму.

– Что помогло выстоять?

– Наша ниша – связь с Россией. Комьюнити русских, проживающих в Финляндии, превышает 60 тыс. человек. Мы обеспечиваем им связь с Петербургом, с Ленобластью по цене местного звонка, обслуживаем их на русском языке. Нашими услугами охотно пользуются и бизнесмены. Сегодня мы контролируем бо’льшую часть исходящего трафика из Финляндии в Россию. В партнерстве с «ВестКолл» реализовали, например, проект «Единый номер»: питерский и финский номер на одной SIM-карте. Это, конечно, нишевый сегмент, доход измеряется не сотнями миллионов, как у российских операторов.

Сила судьбы

Так складывается, что кому-то дано управлять течением, а кому-то нет. Несмотря на негласное табу на обсуждение в рубрике «Персона» вопросов бизнеса, разговор вновь и вновь возвращается к новой идее Постникова. Cubio World – проект создания глобальной мультимедийной сети, работающей во всем мире на основе негеографической нумерации (компания получила 100 млн номеров от ITU) и предоставляющей услуги IP-телефонии, аналогичные Skype.

– Бросая перчатку Skype, за спиной которой eBay, на что рассчитывает Cubio в своих амбициозных проектах?

– Наши проекты амбициозны своей глобальностью, но не амбициозны с точки зрения серьезных инвестиций. Все они самодостаточны. Для того чтобы родился интересный проект, нужна бедность. Это американская ментальность. Ведь как появились миллионеры? Это бедные люди, которые взяли свои миллионы из гаражей. И это очень правильно. Потому что, когда у тебя нет денег, ты начинаешь думать, изобретать. Услуги, которые планирует предоставлять Cubio, сопоставимы со Skype – только в расширенном диапазоне. Они совместимы как с традиционными сетями, так и с сетями следующего поколения на основе SIP – со старым и с новым миром связи. Skype совместим только с собой, что, по-моему, огромный минус.

Но секрет успеха не только в бедности. Человек, кем бы он ни был, всегда должен на чем-то максимально концентрироваться. Если не считать службу в армии, А. Постников креативил всегда. Сегодня работа в его жизни занимает 80, а то и 90% бодрствования.

– Хорошо это или плохо?

– Наверное, хорошо. В постоянном творческом поиске рождаются проекты. Тот, который запускаем сейчас, не мог появиться в большой структуре – только в Cubio, где творчество и свобода – это 90% того, чем дорожит компания.

Богема

На вопрос, считает ли он себя богатым человеком, А. Постников отвечает утвердительно, поскольку может не думать о хлебе насущном. Он любит путешествовать, недавно был в Камбодже: «в этой очень миролюбивой стране с миролюбивой религией бедность ужасающая, но при этом лица у крестьян такие же светлые, как в глубокой русской деревне». Увлекается виндсерфингом, горными лыжами, сноубордом, играет в гольф – в Финляндии, говорит, все играют.

– Машина у вас какая?

– Велосипед у меня, я езжу на работу на велосипеде: 15 км туда и 15 км обратно по лесу. Очень удобно и для здоровья полезно. Если проливной дождь, то на метро. В Финляндии не принято ездить на работу на машине: в офисе проводишь много времени, а велосипед дает определенную физическую нагрузку, эмоции. Рекомендую.

Работая за границей, поневоле сравниваешь уровень жизни. Финляндия, как известно, страна развитого социализма: наступает материальный расцвет и социальное благо развращает людей.

– А какой родина видится «из-за бугра»?

– Россия – это страна для молодых и здоровых. Сегодня здесь колоссальное количество умнейших молодых людей, амбициозных, энергичных, с огромным творческим потенциалом, с трепетным отношением к работе. Конечно, я смотрю сквозь призму Питера и Москвы, а страна – это не только столицы. Да, в России нельзя болеть, здесь тяжело старикам. Это другой перебор.

Андрей Львович жалеет, что многие его таланты, то, чем он когда-то начинал заниматься, остались нераскрыты: музыка, рисование. Побольше бы времени!.. Но на детей, в расчете на то что они станут его продолжением, не давил, поскольку «каждый должен пройти свой путь». У сына семья, ребенок; дочка учится в финансовоэкономическом университете в Санкт-Петербурге.

– В жизни было много разных периодов. А самый яркий?..

– Надеюсь, он еще впереди.

Беседовала Ирина БОГОРОДИЦКАЯ

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!