Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2009
Виталий СЛИЗЕНЬ  13 октября 2009

Госпроекты: риски неизбежны

Приведенный перечень минусов отражает заложенные в госпроектах риски для исполнителей. Отчасти они компенсируются плюсами, однако для реальной их минимизации требуются конкретные меры по совершенствованию законодательства, в частности ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Виталий СЛИЗЕНЬ, генеральный директор, ГК Специфика госпроектов


Бесспорное достоинство госпроектов – их абсолютная открытость. Какой контракт, что предстоит сделать и в какие сроки, сколько это будет стоить и как заплатят – все публикуется на официальных сайтах. Аукционы, проводимые госпредприятиями и ведомствами, обеспечивают максимальную прозрачность процедуры, что особенно важно при расходовании бюджетных средств.


Однако с госпроектами связано огромное количество неопределенностей и непредсказуемых ситуаций, начиная с подготовки конкурсной документации. Притом что качество ее с каждым годом улучшается, курьезов еще предостаточно. Скажем, конкурс на предоставление одной и той же услуги доступа в Интернет в одном ведомстве выдвигает 12 обязательных требований, среди которых нет лицензии на услуги связи, а в другом единственное требование к оператору – наличие лицензии на услуги связи.


Выбор претендента на госзаказ тоже не всегда понятен: бывает, что при наличии 8–10 авторитетных игроков рынка победителем конкурса становится абсолютно неизвестная компания. Именно аукцион вкупе с пробелами в законодательстве допускает возможность победы в нем поставщика, на практике не готового оказать услуги и реализовать контракт во всей его полноте. У таких компаний, как правило, большие шансы попасть в Реестр недобросовестных исполнителей, который с 2008 г. ведет антимонопольная служба, но время и силы других участников конкурса будут потрачены понапрасну (не говоря уже о том, что подобный выбор может привести к пробуксовке и даже краху госпрограмм).


На этапе реализации проекта исполнитель должен быть готов к неожиданностям и непредвиденным ситуациям. Причем чем проект крупнее, тем их больше, и каждая проблема оборачивается дополнительными затратами. Есть такая шутка: американцы купили у русских детали для сборки самолета, швейной машинки, паровоза, корабля – и из каждого комплекта при сборке получается танк. Их рекламацию изготовители деталей отклонили, сославшись на то, что на последней страничке инструкции есть примечание: «Перед сборкой детали обработать напильником». Так и с госзаказами: приходя на проект, исполнитель уверен, что имеет дело с самолетом (кораблем, паровозом), а в ходе работ начинает понимать, что будет «танк». И исполнитель должен быть готов «поработать напильником», когда в процессе «сборки самолета» появятся очертания «танка» (а они непременно появятся).


Наконец, еще одна специфика госпроектов связана с особенностями нашего бюджета: большинство заказов на услуги связи размещается на один календарный год. А что произойдет с бюджетом в следующем году, будет ли он секвестрирован, сохранятся ли госприоритеты, исполнитель не может знать, и повлиять на ситуацию он не в силах. Соответственно, чем весомее заказ в текущем году, тем выше риски исполнителя в следующем. С точки зрения отчетности это мина, закладываемая в бюджет компании на следующий год. Если заказа не будет, компании придется напрячь все силы, чтобы подыскать замену этому важному источнику дохода. Кроме того, под крупный госконтракт обычно набираются специалисты – и при отсутствии заказа в следующем году их увольнение с выплатой в размере пяти окладов образует немалую брешь в бюджете исполнителя.


А можно ли избежать некоторых из этих рисков или хотя бы свести их к минимуму?


Законные предложения


Сама логика оказания услуг связи вступает в противоречие с обязанностью ежегодного перезаключения госконтрактов на их оказание. Понятно, что эти услуги оказываются на протяжении всего срока жизни и функционирования телекоммуникационной системы. И в 99% случаев ежегодные конкурсы на перезаключение контрактов на оказание услуг являются формальностью, вызывающей справедливое возмущение участников рынка, так как аукцион не предусматривает дополнительных выплат и времени на создание дублирующей инфраструктуры. Вы же не будете каждый год менять оператора, установившего телефон в вашей квартире и оказывающего услуги связи? В противном случае вам придется месяц или два жить без телефона, ожидая, когда оператор, предложивший лучший тариф, поставит вам новый телефон. А если речь идет о госструктурах, например о Росреестре (ранее Роснедвижимость), то гражданам из-за неработоспособности системы придется подождать несколько месяцев с выдачей кадастровых и других документов, что грозит серьезными социальными последствиями. Поэтому более логично будет оставить за госзаказчиком не обязанность, а (с учетом позиции антимонопольного ведомства) право проводить аукционы на каждый год функционирования системы.


Для исключения возможности выбора недобросовестного поставщика было бы разумно ввести финансовую ответственность поставщика за неисполнение госзаказа, например в форме включения в конкурсную документацию банковской гарантии на стартовую сумму аукциона.


Поистине значимым стало бы внесение в закон изменений, предписывающих проведение аукционов исключительно в форме электронных торгов на единых торговых площадках с одновременным утверждением типовых перечней требований к услугам и поставщикам. В этом случае все участники проходили бы обязательную авторизацию и допускались бы к участию в аукционах по целому классу товаров или услуг для госпредприятий, а не к какому-то конкретному конкурсу. Например, услуги связи могут быть разделены на два класса – требующие и не требующие специального доступа, подразумевающего наличие лицензий на работу с гостайной, криптозащитой и пр. Такой подход полностью исключил бы субъективизм организаторов торгов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!